Схема-терапия
Это хорошо структурированный, высокоэффективный и динамично развивающийся метод психотерапии. Он основан американским психотерапевтом Джеффри Янгом в 90-х годах прошлого века.

Схема-терапия является интегративными подходом, выросшим из «семьи» когнитивно-поведенческой психотерапии, но включившим в себя идеи психоаналитической терапии, теории привязанности, теории объектных отношений, транзактного анализа и гештальт-терапии и других направлений.

Цель схема-терапии – уменьшить влияние ранних дезадаптивных схем на жизнь человека и помочь ему осознать и научиться удовлетворять свои базовые эмоциональные потребности эффективными способами.


Отличительная черта схема-терапии, что она помогает разрешить проблему на трех уровнях: когнитивном, поведенческом и эмоциональном (экспериенциальном), что делает ее высоко эффективной даже в самых непростых случаях.
Три основных понятия:
БАЗОВЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Одно из центральных понятий схема- терапии. Системное неудовлетворение эмоциональных потребностей в детском возрасте приводит к формированию ранних дезадаптивных схем. На сегодняшний день в схема-терапии выделяют 5 групп эмоциональных потребностей:

  • Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, заботу, поддержку, руководство, стабильность)
  • Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды
  • Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности
  • Потребность в спонтанности и игр
  • Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю
РАННИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СХЕМЫ
Устойчивые структуры (наподобие черт характера), которые сформировалась в детстве в результате недостаточного удовлетворения важных эмоциональных потребностей ребенка и/или психотравматического опыта. Формируется в возрасте от 0 до 12 лет, но продолжают свое развитие в течение жизни, находя всё новые подтверждения в жизненном опыте.

Схема включает:
  • Когниции (убеждения, мысли, жизненые правила);
  • Эмоции;
  • Телесные ощущения;
  • Воспоминания.
В настоящее время выделено 18 ранних дезадаптивных схем.
СХЕМА-РЕЖИМЫ
Отражают сиюминутное состояние, которое возникает в результате активации когнитивной схемы тем или иным триггером. Режимы могут быстро и часто сменять друг друга, что объясняет, быструю смену эмоций у пациентов с пограничным расстройством личности.

Существует четыре группы схема-режимов:

  • Дисфункциональные детские режимы
  • Дисфункциональные критикующие (родительские) режимы
  • Дисфункциональные копинговые режимы
  • Здоровые режимы (Young et al. 2003)

Подробнее о режимах
Виды схема-терапии:
Индивидуальная
Наиболее распространенный подход среди существующих видов схема-терапии, когда терапевт работает один на один с пациентом. Как правило проводится с частотой 1 раз в неделю. Относится к долгосрочной терапии. Средний протокол лечения включает 40 сессий. В практическом применении при работе в индивидуальной схема-терапии выделяют 3 фазы:

Фаза 1. Диагностика, установления терапевтических отношений, построение концептуализации.
Фаза 2. Изменение схема-режимов с помощью экспериенциальных, когнитивных и поведенческих техник.
Фаза 3. Стимулирование автономии пациента.
Групповая
Групповая схема-терапия (ГСТ) была разработана Джоан Фаррелл и Айдой Шоу (Farrell and Shaw, 1994), ее эффективность доказана на различных популяциях пациентов (амбулаторных, проходящих лечение в стационаре, находящихся на дневном стационаре).

В ГСТ используются терапевтические факторы экзистенциально-гуманистического подхода (Ялом) и расширяется понятие «ограниченного родительства», присутствующего в индивидуальной схема-терапии, до «семейного» родительства, способствующего коррекции эмоционального опыта замещающими родителями (терапевтами) и замещающими сиблингами (члены группы).

Групповая схема-терапия теоретически и концептуально соответствует модели индивидуальной схема-терапии. Основные различия находятся в адаптации стандартных схема-терапевтических интервенций (работа с воображением и ролевые игры с режимами) в работу группы. В этой модели 2 равных терапевта рассматриваются как необходимое условие установления адекватной привязанности с пациентами.
Супружеских пар
Схема-терапия пар позволяет партнерам получить доступ и переработать ключевые эмоции, связанные с ранними дезадаптивными схемами, и мешающими построению близких удовлетворяющих отношений. В ходе терапии партнеры учатся активировать здоровые режимы при коммуникации друг с другом. Схема-терапия пар может применяться как в парах, испытывающих сложности во взаимоотношениях, так и в дополнение к индивидуальной терапии, когда партнер объединяется с терапевтом, чтобы помочь исцелить ранние дезадаптивные схемы.

В индивидуальной схема-терапии терапевт практикует ограниченное родительство, чтобы стать «безопасной базой» для клиента, и терапевтические сессии становятся «безопасным убежищем». В терапии пар терапевт работает с парой, чтобы помочь каждому партнеру стать основной «безопасной базой» для другого, а отношения в паре становятся «безопасным убежищем» (Johnson, 2003).

Нередко в схема-терапии пар проводятся дополнительные индивидуальные сессии с каждым из партнеров для более глубокого понимания схем и режимов каждого партнера. На совместных сессиях присутствие партнера может мгновенно активировать ранние дезадаптивные схемы, вызывая быстрые и интенсивные эмоциональные реакции. Терапевт помогает каждому партнеру быстро идентифицировать схемы, копинг стратегии и режимы, возникающие при взаимодействии друг с другом, и создать корригирующий эмоциональный опыт для каждого партнера в паре.
Детей и подростков
Схема-терапия детей и подростков, помимо общих необходимых аспектов, таких как работа с ранними дисфункциональными схемами, базовыми эмоциональными потребностями и режимами, также включает особый подход к терапевтическим отношениям, основанный на теории привязанности. Мы фиксируем внимание на эмоциональных состояниях ребенка, важных для понимания потребностей моментах биографии, обеспечиваем адекватное возрасту психообразование и схема-коучинг для родителей. Многие техники и психообразование проводится в игровой форме с задействованием игрушек, комиксов и прочих соответствующих возрасту технологий.
Пожилых людей
В настоящий момент активно развивается новое направление — схема-терапия в гериатрической популяции. Эксперты в этой области уделяют особое внимание анамнестическим данным, касающимся ситуаций активации схем и способов совладания с ними, и на основании динамики проявления различных схем и режимов в течение жизни выделяют терапевтические мишени, актуальные для пожилого человека в момент обращения.
МИСТ
В схема-терапии существует 18 ранних дезадаптивных схем, которые сгруппированы в 5 категорий или доменов.
А что такое домен?
Домен - это категория, каждая из них соответствует определенным неудовлетворенным потребностям развития.
Здорово, интересно. А какие есть потребности?
Всего выделяют 5 групп потребностей.
Я расскажу тебе подробнее!
Давай! Очень интересно!
МИСТ
МИСТ
МИСТ
В схема-терапии существует 18 ранних дезадаптивных схем, которые сгруппированы в 5 категорий или доменов.
А что такое домен?
Домен - это категория, каждый из которых соответствует определенным неудовлетворенным потребностям развития.
Здорово, интересно. А какие есть потребности?
Всего выделяют 5 групп потребностей.
Я расскажу тебе подробнее!
Давай! Очень интересно!
МИСТ
МИСТ
МИСТ
В схема-терапии существует 18 ранних дезадаптивных схем, которые сгруппированы
в 5 категорий или доменов.
А что такое домен?
Домен - это категория, каждый
из которых соответствует определенным неудовлетворенным
потребностям развития.
Здорово, интересно.
А какие есть потребности?
Всего выделяют 5 групп потребностей.
Я расскажу тебе подробнее!
Давай! Очень интересно!
МИСТ
МИСТ