РАННИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СХЕМЫ
18 ранних дезадаптивных схем сгруппированы в 5 категорий или доменов.
Каждый домен соответствует определенным неудовлетворенным потребностям развития.
Домен нарушение связи и отвержение
1) Эмоциональная депривированность (Emotional Deprivation)
Люди со схемой эмоциональной депривации считают, что их потребность в нормальной эмоциональной поддержке, принятии, заботе, защите никогда не будет удовлетворена. Они ощущают себя одинокими, непонятыми, опустошенными. Существует 3 основных формы депривации:
а) Депривация заботы: отсутствие тепла, внимания, дружеских отношений, любви;
б) Депривация эмпатии: отсутствие понимания, самораскрытия, выслушивания или разделения чувств с другими;
в) Депривация защиты: отсутствие поддержки и руководства со стороны окружающих.

2) Покинутость/нестабильность (Abandonment/Instability)
Возникает в ответ на нестабильность/непредсказуемость и ненадежность близких людей, которые в детстве заботились о человеке. Значимые люди присутствуют в жизни ребенка либо эпизодически, либо оказываются эмоционально нестабильными. В результате во взрослом возрасте у человека появляется ощущение, что его обязательно покинут все значимые люди, и он навсегда останется эмоционально изолированным.

3) Недоверие/ожидание жестокого обращения (Mistrust/Abuse)
Выражается в постоянном ожидании, что другие люди будут причинять боль, злоупотреблять, унижать, обманывать, лгать, манипулировать или использовать в своих целях. Человек подразумевает, что ему обязательно причинят намеренный вред и, в конце концов, он, в отличие от остальных, «получит короткую соломинку».

4) Дефективность/стыд (Defectiveness/Shame)
Человек ощущает себя неполноценным, недостойным, дефективным, таким, каким его никогда не смогут принять и полюбить значимые люди; может быть сверхчувствительным к критике и отвержению, сравнивать себя с другими не в свою пользу, испытывать чувство стыда в отношении ощущаемых им дефектов. Недостатки, которые он себе приписывает, могут быть самыми разными и зачастую не имеющими никакой связи с реальностью.

5) Социальная отчужденность (Social Isolation/Alienation)
Человек ощущает себя изолированным от остального мира, отличающимся от других людей, считает, что он не является частью какой-либо группы или сообщества.
Домен нарушенная автономия
1) Зависимость/беспомощность (Dependence/Incompetence)
Человек верит в то, что не в состоянии справиться с повседневными обязанностями компетентным образом, без значительной помощи от других (например, заботиться о себе, решать повседневные проблемы, решать новые задачи, принимать правильные решения), часто чувствует беспомощность, тревогу и напряжение. Поэтому ищет того, кто возьмет на себя ответственность за все решения, будет руководить каждым шагом.

2) Уязвимость (Vulnerability to Harm or Illness)
Человек боится того, что неизбежная катастрофа может случиться в любой момент, и он не сможет ее предотвратить. Страхи сосредоточены на одном или нескольких из следующих категорий событий:
(A) Медицинские катастрофы: например, сердечные приступы, СПИД;
(B) Эмоциональные катастрофы: например, страх сойти с ума;
(C) Внешние катастрофы: например, страх стать жертвой преступников, авиакатастрофы, землетрясения.

3) Спутанность/неразвитая идентичность (Enmeshment/Undeveloped Self)
Чрезмерная эмоциональная привязанность и близость к одному или нескольким значимым другим (часто родителям) приводит к нарушению формирования собственной идентичности. Такие люди часто испытывают чувство пустоты и спутанности, не имея никакого направления, или в крайних случаях ставят под сомнение свое существование.

4) Неуспешность (Failure)
Человек верит в то, что он потерпел неудачу в прошлом, неизбежно потерпит неудачу в будущем или будет очень отставать от своих сверстников в определенных областях, связанных с достижениями (школа, карьера, спорт и т.д.). Часто включает в себя убеждения, что он глупый, неумелый, бездарный, невежественный, более низкий по статусу, менее успешный, чем другие.
Домен нарушенные границы
1) Привилегированность/грандиозность (Entitlement/Grandiosity)
Человек верит, что он превосходит других людей, имеет право на особые привилегии; или не считает себя связанным правилами взаимности, которые определяют нормальное социальное взаимодействие. Часто настаивает на том, что имеет право делать или иметь все что угодно, независимо от реалистичности своих планов и мнения других людей об этом.
Испытывает желание чувствовать превосходство над другими (например, быть одним из самых успешных, известных, богатых), стремиться к достижению власти или контроля, а не одобрения и внимания. Человек стремится к доминированию над другими: утверждению своей власти, принуждению к своей точке зрения или контролю за поведением других в соответствии с собственными желаниями, без сочувствия или заботы о нуждах и чувствах других.

2) Недостаточность самоконтроля (Insufficient Self-Control and/or Self-Discipline)
Человек испытывает трудности с контролем поведения и эмоций, действует импульсивно, не думая о последствиях. Характерны проблемы с самодисциплиной, сложности в выполнении рутинных действий. Часто это связано с тем, что родители не приучали к дисциплине и плохо контролировали ребенка, поэтому он не научился терпению при появлении трудностей на пути к достижению цели, и у него не сформировалась устойчивость к фрустрации.
Домен направленность на других
1) Покорность (Subjugation)
Человек старается угодить другим, чтобы получить одобрение, понравиться окружающим и избежать конфликтов или агрессии. Существует в двух формах:
  • Подавление своих желаний и потребностей;
  • Подавление чувств и эмоций.

2) Самопожертвование (Self-Sacrifice)
Человек с такой схемой удовлетворяет потребности других за счёт собственных интересов, опасаясь причинить боль другим, пытается избежать чувства вины из-за своих якобы эгоистичных действий. Часто считает других людей слабыми и беспомощными, поэтому заботится о них. При этом, делая много для других, подспудно чувствует себя обиженным или испытывает негодование, ожидая и не получая ответных действий по отношению к себе.

3) Поиск одобрения (Approval-Seeking/Recognition-Seeking)
Человек пытается получить одобрение, признание или внимание от других людей в ущерб собственному благополучию и удовлетворению своих эмоциональных потребностей. Это может касаться одной или нескольких сфер: статуса, внешности, богатства, признания обществом или успеха. Самооценка таких людей опирается не на собственные взгляды, а сильно зависит от внешней похвалы.
Домен сверхбдительность и подавление эмоций
1) Негативизм/пессимизм (Negativity/Pessimism)
Человек сосредоточен в основном на негативных сторонах жизни, не обращая внимания на ее положительные стороны. В различных сферах жизни он ожидает, что все должно измениться к худшему. Такие люди постоянно жалуются, прежде всего нуждаясь в сочувствии и участии, а не в советах или практической помощи.

2) Подавление эмоций (Emotional Inhibition)
Человек считает, что необходимо подавлять свои спонтанные желания и проявления, эмоции, чувства, опасаясь, что проявление эмоций приведёт к потере самоуважения, изоляции, нападению или может навредить людям. Такие люди запрещают себе не только гнев и агрессию, но и позитивные эмоции, испытывают сложности в предъявлении своей уязвимости, им трудно говорить о чувствах, они часто излишне следуют ритуалам и правилам этикета.

3) Жесткие стандарты/придирчивость (nrelenting Standards/Hypercriticalness)
Человек прилагает огромные усилия, ценой здоровья, личного счастья, чтобы добиться соответствия внутренним жестким стандартам. Стандарты могут касаться статуса, внешности, финансового положения и т.д. При этом человек испытывает постоянное напряжение от давления как внешних обстоятельств, которые часто сам создаёт, так и от внутреннего давления чувства долга или гиперответственности.

4) Пунитивность (Punitiveness)
Человек склонен обвинять других в том, что они не соответствуют его, как правило, жестким стандартам или ожиданиям, и требовать наказания за это несоответствие. Характерна сверхтребовательность, сверхкритичность и нетерпимость как к своим, так и чужим ошибкам.
ПОЗИТИВНЫЕ СХЕМЫ
14 позитивных схем описаны John Philip Louis
Эмоциональная наполненность (Emotional fulfillment)
Способность формировать близкие отношения со значимыми другими, включающие раскрытие своих потребностей, чувств и мыслей, эмпатию, взаимное тепло, доверие, любовь и опеку. Ощущение, что рядом есть те, кому не всё равно, кто действительно понимает и заботится, кто готов принять тебя таким, каков ты есть. Восприятие себя как человека, достойного любви и уважения.
Успех (Success)
Оценка себя точно не хуже, а где-то и лучше других людей в областях, связанных с достижениями (работа, учеба, спорт и т.п.). Ощущение себя компетентным специалистом, таким же талантливым, способным к профессиональному росту и умным, как другие.
Способность эмпатически учитывать позицию других людей (Empathic Consideration)
Человек учитывает нужды, чувства и желания других людей; спокойно принимает отказы, не принуждая следовать его мнению. Следует общепринятым правилам и запретам, не считая, что у него существуют какие-то особенные права и привилегии. Принимает во внимание существующие социальные договоренности и ограничения.
Базовое здоровье и безопасность / Оптимизм (Basic Health and Safety / Optimism)
Базовое ощущение, что всё в порядке, ничего не грозит, никакой катастрофы не случится. Человек чувствует себя в безопасности в толпе, вне дома. Он уверен в своей финансовой стабильности и не боится остаться без средств к существованию в будущем. Старается сохранять здоровый образ жизни, но ощущает себя физически здоровым и не задумывается о тяжелых заболеваниях, пока врачи не поставят диагноз. Принимает решения без страха за возможные катастрофические последствия ошибок. Способен оптимистично радоваться тому хорошему, что происходит в жизни, не задумываясь о возможных невзгодах.
Эмоциональная открытость и спонтанность (Emotional Openness and Spontaneity)
Способность свободно выражать и обсуждать возникающие эмоции; где уместно – отвечать и вести себя спонтанно, не подавляя свои чувства. Человеку комфортно демонстрировать свою симпатию и привязанность к приятным ему людям.
Самосострадание (Self-Compassion)
Человек прощает и не корит себя за ошибки, спокойно и терпимо относится к своим неудачам и промахам, фокусируя внимание на причинах ситуации и выводах из нее на будущее, а не на собственных недостатках. Даже если к какой-то деятельности прилагаются не все возможные усилия, человек поддерживает себя и не думает, будто он непременно потерпит поражение. Люди с этой схемой считают себя хорошими и достойными, относятся к себе тепло, вне зависимости от обстоятельств.
Здоровые границы / Развитое Я (Healthy Boundaries / Developed Self)
Человек ощущает себя самостоятельно, независимой, отдельной от родителей и партнера личностью. Он сам, по своему разумению строит свою жизнь и принимает решения, не вовлекая в неё излишне других людей и не погружаясь чрезмерно в их проблемы. Он оберегает своё личное пространство, не испытывая чувства вины за то, что не делится чем-то с родителями и близкими.
Социальная принадлежность (Social Belonging)
Человеку комфортно общаться с окружающими, кажется, что у него много общего с другими людьми. Он ощущает, что у него достаточно социальных связей, чувствует себя принятым в социальные группы, верит в добрые намерения и благожелательность других.
Здоровый самоконтроль и самодисциплина (Healthy Self-Control / Self-Discipline)
В большинстве случаев человек способен себя дисциплинировать и мотивировать выполнять рутинные и/или скучные, не приносящие радости действия, понимая их пользу. Он достаточно настойчив в достижении своих целей, не склонен легко сдаваться, терпелив при появлении трудностей, устойчив к фрустрации, придерживается однажды принятых решений, способен отложить немедленное удовольствие ради того, что хочется получить в будущем.
Реалистичные ожидания (Realistic Expectations)
Человек здраво оценивает свои способности, ему не нужно непременно быть среди лучших для того, чтобы быть довольным собой. В его жизни есть разумное место для отдыха, расслабления и удовольствий, даже если пока сделано не всё, что необходимо. Необязательно стремиться к совершенству, можно просто быть "достаточно хорошим". Можно позволять чему-то идти так, как оно идет, не чувствуя за это чрезмерной ответственности - особенно в отношении того, что затруднительно контролировать.
Самостоятельность суждений (Self-Directedness)
Человек чувствует, что имеет значение для других, даже если не находится в центре их внимания. Его самооценка и оценка ситуации опирается на его собственные взгляды и мало зависит от мнения других. Он не нуждается в похвалах и комплиментах или в подтверждении своего статуса (карьерного, финансового и т.д.), чтобы считать себя значимым и достойным; испытывает удовлетворение от результатов своей деятельности, вне зависимости от того, были ли они видны кому-то ещё.
Здоровый интерес к себе/ забота о себе (Healthy Self-Interest / Self-Care)
Человек заботится о близких и способен принимать их заботу и помощь, сообщать, в чем он нуждается. Понимает, что его интересы и потребности не менее важны, чем интересы и потребности других людей, старается всегда оставлять время для себя.
Стабильная привязанность (Stable Attachment)
Способность создавать и поддерживать стабильную и предсказуемую эмоциональную привязанность, доверительные отношения с теми, кто будет рядом, когда человек в них нуждается. Уверенность в том, что близкие не оставят и не покинут, и, значит, нет необходимости за них цепляться; а даже если что-то и произойдет, человек сможет справиться сам. Если такой человек понимает, что отношения с кем-то заканчиваются или становятся менее близкими, это не вызывает у него паники или отчаяния.
Здоровая способность полагаться на себя/ Компетентность (Healthy Self-Reliance / Competence)
Человек уверен в своих силах, полагается на себя, чувствует себя способным самостоятельно справиться с повседневными трудностями и решить возникающие проблемы. Доверяет своим собственным суждениям, считает себя обладающим здравым смыслом.
МИСТ
Схемы - это глубинные убеждения человека, и они проявляются в поведении, эмоциях, мыслях, на языке схема-терапии в «режимах»...
Режимы?! О, я никогда об этом не слышал!
Да, они бывают детскими, критикующими, копинговыми и здоровыми! Обо всех режимах мы рассказываем на воркшопах, там ты научишься их распознавать!
МИСТ
МИСТ
Схемы - это глубинные убеждения человека, и они проявляются в поведении, эмоциях, мыслях,
на языке схема-терапии в «режимах»
Режимы?! О, я никогда об этом не слышал!
Да, они бывают детскими, критикующими, копинговыми и здоровыми! Обо всех режимах мы рассказываем на воркшопах, там ты научишься их распознавать.
МИСТ
МИСТ
Схемы - это глубинные убеждения человека, и они проявляются в поведении, эмоциях, мыслях, на языке схема-терапии в «режимах»
Режимы?! О, я никогда об этом не слышал!
Да, они бывают детскими, критикующими, копинговыми
и здоровыми! Обо всех режимах
мы рассказываем на воркшопах,
там ты научишься их распознавать.
МИСТ
Анкета участника международных воркшопов по индивидуальной схема-терапии
Ваш e-mail
Ваше имя, фамилия и отчество
Ваш номер телефона
Ваше место жительства
Ваше образование (укажите какое именно)
Тренинг в области психотерапии (укажите где обучались психотерапии, в каких направлениях имеете подготовку)
Опыт клинической работы
Настоящее место работы, должность, функционал
Как вы оцениваете по десяти бальной шкале свои текущие знания в области феноменологии и методов лечение личностных расстройств (0 – нет знаний, 10 – эксперт в данной области)
Мотивация на участие в сертификационной программе по схема-терапии
Откуда узнали о нашей программе
Хотите ли вы получить документ о тематическом усовершенствовании? (только для ОЧНОЙ группы)
Вы бы хотели учиться онлайн или очно?