Виды схема-терапии

Групповая

Групповая схема-терапия (ГСТ) была разработана Джоан Фаррелл и Айдой Шоу (Farrell and Shaw, 1994), ее эффективность доказана на различных популяциях пациентов (амбулаторных, проходящих лечение в стационаре, находящихся на дневном стационаре).
Джеффри Янг описывает групповую схема-терапию как «третий этап развития схема-терапии». ГСТ была преимущественно разработана для лечения пациентов с пограничным личностным расстройством. 
В ГСТ используются терапевтические факторы экзистенциально-гуманистического подхода (Ялом) и расширяется понятие «ограниченного родительства», присутствующего в индивидуальной схема-терапии, до «семейного» родительства, способствующего коррекции эмоционального опыта. 
Групповая схема-терапия теоретически и концептуально соответствует модели индивидуальной схема-терапии. Основные различия находятся в адаптации стандартных схема-терапевтических интервенций (работа с воображением и ролевые игры с режимами) в работу группы. В этой модели 2 равных терапевта рассматриваются как необходимое условие установления адекватной привязанности с пациентами. 
В отличие от межличностных или процессно-ориентированных групп, роль терапевта является активной и директивной, основанной на уровне развития и потребностях группы. Пациенты с пограничным личностным расстройством находятся на ранних стадиях лечения прежде всего в детских режимах, поэтому возникает необходимость в активных родителях.
Основное различие между моделью групповой схема-терапии и познавательной терапии, а также формированием групповых навыков (например, диалектической поведенческой терапии) заключается в том, что терапевтические групповые факторы используются для катализации и усиления активных компонентов схема-терапии (ограниченное родительство, экспериенциальные и когнитивные техники, прерывание негативных паттернов и т.д.).
Виды схема-терапии