Описание эмоциональных потребностей
Эмоциональные потребности - одно из базовых понятий в схема- терапии. Систематическое неудовлетворение важных эмоциональных потребностей в детском возрасте приводит к формированию ранних дезадаптивных схем. В схема-терапии выделяют 5 групп эмоциональных потребностей:
ПОТРЕБНОСТЬ В НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ

Потребность в любви и принятии
Начиная с новорожденного возраста и на протяжении всей жизни мы испытываем потребность в том, чтобы нас любили и принимали такими, какие мы есть.

В самом раннем детстве, когда ребенок расстроен, родитель утешает его и говорит ему о своей любви - так удовлетворяется потребность в любви и принятии. Родитель показывает ребенку своим поведением, что "ты дорог мне и нужен, даже если ты плохо себя ведешь, злишься, плачешь или хулиганишь".

Однако, если родитель показывает и говорит ребенку, что он нужен и важен только когда тот хорошо себя ведёт и удобен
для родителя, то потребность нарушается.

У ребенка может сложиться ощущение, что любовь надо заслужить, и что просто так его никто принимать не будет. Во взрослом возрасте такой человек будет иметь низкую самооценку и зависимость от мнения других людей.

Для ребенка любовь и принятие родителей создают важную опору в жизни, являются одними из ключевых потребностей.
Потребность в безопасности и защите
Необходимость в защите - ключевой фактор развития для всех новорожденных детенышей млекопитающих, и особенно для человека, учитывая то, насколько уязвимым и беспомощным рождается малыш, и как долго протекает период детства. Постоянное присутствие родительской фигуры рядом в ранние периоды развития, создание безопасного пространства - просто необходимо для выживания.

При удовлетворении потребности в безопасности, родитель своим поведением показывает, что рядом с ним ребенку ничего
не угрожает, что он контролирует ситуацию и способен его защитить. Создавая ощущение безопасности, родители
также предупреждают ребенка о возможных опасностях, рассказывая как их можно избежать или справиться с ними.

Для ребенка так же важен распорядок дня и постоянство вокруг него - это создает ощущение стабильности и предсказуемости,
что повышает ощущение безопасности.

Если родителю не удается в полной мере удовлетворить потребность в безопасности, то ребенка начинают преследовать страх, тревога, ощущение беззащитности, мир воспринимается крайне опасным. В детском возрасте это может трансформироваться
в страхи, фобии, могут появляться тики, плаксивость.

Во взрослом возрасте неудовлетворение потребности в безопасности может приводить к развитию тревожных расстройств, депрессий, обсессивно-компульсивному расстройству. Также может проявляться повышенной агрессией или, наоборот,
изоляцией от общества.

К сожалению, жизнь непредсказуема, но даже в самых непростых ситуациях родителю важно уметь показать ребенку, что ситуация находится под контролем, и взрослые способны с ней справиться. Важно помочь увидеть, что мир не только опасен,
но в нем есть много хороших, поддерживающих фактормоментов!
Потребность в понимании и сострадании
С самого раннего возраста дети нуждаются в понимании их чувств, переживаний и поступков. Очень важны такие послания
от родителей как: «я понимаю, что с тобой происходит, я понимаю твои чувства, я понимаю, почему ты поступаешь именно так».

Потребность в понимании тесно связана с потребностью в сопереживании. Взрослый человек может понять, что испытывает ребенок, и почему он себя ведет определенным образом, посмотрев на ситуацию его глазами.

Проявление сочувствия к ребенку дает ощущение, что его переживания и потребности имеют значение, что другой человек способен разделить с ним его чувства. Это дает ощущение, противоположное одиночеству - чувство принадлежности.

Если потребность в понимании и сочувствии не удовлетворяется, ребенок ощущает отвержение. У него возникает убеждение,
что его эмоции не важны, и никто никогда не сможет его понять. Очень часто у таких людей формируется схема Эмоциональной Депривированности, человек испытывает постоянное чувство одиночества.

Они мало говорят о себе, склонны слушать других и не сообщают даже близким людям о своих потребностях и трудностях,
не говорят о том, что им необходима любовь и поддержка.

Для ребенка эмоциональная связь также необходима, как кормление и забота о его здоровье. Очень важно родителям учиться понимать чувства своего ребенка и сопереживать ему, тогда он будет ощущать себя любимым, желанным и ценным.
Потребность в поддержке и поощрении
Поощрение даже маленьких самостоятельных шагов ребенка дает ему понимание, что он движется и развивается в нужном направлении. Поддержка решений ребенка приводит к формированию позитивной схемы самостоятельности и ориентации
на собственные суждения, обучает видеть результаты своей деятельности и получать удовольствие от них вне зависимости
от чьего-либо мнения.

Безусловная поддержка дает ребенку право на ошибку, на любой результат, возможность спокойно и уверенно продвигаться вперед, даже если что-то получается не сразу. Если любая положительная инициатива замечается и поощряется, это формирует позитивное подкрепление и мотивацию на дальнейшие шаги.

Зная, что можно рассчитывать на поддержку со стороны своего объекта привязанности, ребенок способен свободно и без тревоги переключать свое внимание на другие стимулы, поисковое поведение, взаимодействие с другими.

Если ребенок получает недостаточно поддержки и поощрения, он может интерпретировать это как собственную ущербность,
как негативную оценку того, что он делает.

Зачастую такие дети ранимы, крайне уязвимы к недовольству и критике, не уверены в том, что делают, зависимы от мнения окружающих.

Формируются различные дисфункциональные копинговые режимы, например, Поиска Внимания и Одобрения "буду всеми способами искать признания" или Отстраненного Защитника "мне это все и не нужно".
Потребность в стабильности и предсказуемости
Потребность в безопасной привязанности включает в себя необходимость стабильности и предсказуемости этих отношений. Доверие, ощущение, что близкий человек всегда будет рядом, когда в этом есть нужда, что можно быть уверенным - тебя не оставят
и не покинут. Забота стабильна, последовательна, не зависит от обстоятельств, а значит, нет необходимости цепляться за близких, можно идти вперед, зная, что позади надежный тыл. Этот образ любимого и любящего Хорошего Родителя дает поддержку
и спокойствие, и возможность самому справляться с жизненными трудностями.

Стабильность отношений подразумевает постоянную готовность эти отношения поддерживать, неизменное послание "ты желанный, ты нужный, тебе всегда здесь рады". Даже при наличии внешних перемен - переезд, развод родителей и т.д., поддержка и забота
не прерываются, что формирует спокойное и здоровое отношение к жизненным изменениям.

Опыт даже эмоционально насыщенной, но нестабильной привязанности может приводить к формированию схемы Покинутости. Человеку становится тяжело переживать любые, даже недолгие разлуки, есть страх, что к нему не вернутся, его бросят. Этот страх
и ощущение нестабильности сохраняются и в счастливые благополучные моменты, отравляя их, уменьшая способность
к эмоциональной открытости.
ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ

Потребность в автономности и компетентности
Автономия – потребность в независимости от других, самодостаточности и самоопределении, включая контроль над окружающей обстановкой. Автономия – это способность действовать самостоятельно в соответствии с возрастом, а также приобретать независимость от родителей или значимых взрослых.

Компетентность – способность эффективно действовать и добиваться собственных целей.

Потребность в автономности и компетентности не удовлетворяется в ситуациях, когда родители чрезмерно опекают и стремятся делать все, не поощряя самостоятельное поведение ребенка вне дома; сравнивают ребенка с другими не в его пользу и не верят
в его успех, в результате чего у ребенка не формируется вера в собственные силы и возможности.

Детям с удовлетворенной потребностью в автономии и компетентности легче будет сформировать свою идентичность, определить свои собственные цели и получить важные компетенции для их достижения.
ПОТРЕБНОСТЬ В РЕАЛИСТИЧНЫХ ГРАНИЦАХ

Потребность в четких границах
Важная эмоциональная потребность, которая заключается в установлении структурированных отношений, реалистичных границ, разумной дисциплины, умении следовать правилам и самоконтроле.

Люди, у которых нарушена потребность в границах, часто воспитываются в семьях, где все разрешается и прощается. В отдельных случаях ребенок не научается выдерживать нормальный уровень дискомфорта или не обеспечивается достаточным уровнем руководства и наблюдения. В итоге он испытывает сложности с пониманием того, что у других людей тоже есть права, ему сложно ставить долгосрочные цели и последовательно добиваться их. Это приводит к неспособности уважать права окружающих, сотрудничать с ними, сдерживать обещания. Могут производить впечатление людей эгоистичных, безответственных и избалованных.

Детям с удовлетворенной потребностью в четких границах будет легче следовать правилам, которые соблюдают другие люди, считаться с другими людьми и адекватно контролировать побуждения и импульсы. Так же легче будет выдержать дискомфорт, ставить собственные цели и достигать их, сформируется адекватный уровень самодисциплины.
Потребность в наставничестве и направлении
Без удовлетворения потребности в наставничестве и направлении в младенчестве мы можем не выжить, а во взрослом возрасте - чувствовать тревогу, растерянность, мучаться сомнениями.

Мы все хорошо знаем, что дети нуждаются в том, чтобы в их жизни был сильный взрослый, который знает, что нужно делать и как. Такой взрослый сможет показать, направить, научить, на него можно опереться в трудной ситуации. С таким взрослым можно чувствовать себя спокойно, развиваться и постигать новое.

Как правило большинство родителей успешно справляются с задачей удовлетворения потребности в направлении и наставничестве, но в ряде ситуаций могут возникать затруднения, о которых стоит поговорить:

  • Познав важность автономии, родитель не уделяет достаточного внимания потребности в направлении и наставничестве.
  • В результате ребёнок чувствует повышенную ответственность и тревогу, не знает как справиться со сложной задачей, пробует разные, не всегда удачные, стратегии поведения. В итоге есть риск сформировать представления о собственной некомпетентности и склонность к беспокойству.
  • Родители не имеют достаточно времени, чтобы удовлетворить данную потребность, как результат - ребёнок пробует и справляется с задачами сам. Безусловно, данная стратегия приводит к стимуляции самостоятельности, но такой человек не учится опираться на помощь других. При этом сценарии так же может сформироваться выраженный диссонанс между внешней компетентностью и внутренней неуверенностью (по типу синдрома самозванца).
  • Удовлетворяя эту потребность всегда важно помнить о важности баланса между потребностью в направлении и предоставлении автономии. Этот баланс различается в разные возрастные периоды: если в младенчестве 100% заботы осуществляет родитель, то со временем все больше вещей ребёнок пробует сам.

Задача взрослого - научить и поддерживать ребёнка на этом пути формирования навыка в тёплой и поддерживающей манере. Кроме того, у разных людей может быть разная потребность в направлении, и взрослому важно быть чутким и одновременно гибким, обязательно учитывать потребности ребёнка в разные периоды жизни.
ПОТРЕБНОСТЬ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА
Свободное выражение потребностей и эмоций
Потребность свободно выражать и обсуждать возникающие эмоции и потребности, отвечать и вести себя спонтанно, не подавляя свои чувства.

Эта потребность не подразумевает необходимость немедленного удовлетворения выражаемых нужд, эмоций, желаний. Человеку важно иметь саму возможность сказать о том, что его волнует, что он чувствует, чего ему хочется, в чем он нуждается; сказать -
и быть услышанным, понятым и принятым. Стабильная валидация чувств и потребностей позволяет чувствовать себя адекватным внешней среде, эффективно регулировать и контейнировать эмоции.

Когда такой возможности нет с детства, когда ребенку диктуют, что именно ему нужно чувствовать или не чувствовать, в чем именно, по мнению родителей, он должен нуждаться или не нуждаться, и стыдят за свободное проявление эмоций и потребностей, могут формироваться схемы покорности с привычным подавлением своих чувств и желаний, самопожертвование со смещением или отказом от собственных интересов в угоду потребностям других, внешний локус контроля и самооценки с выражением
лишь тех переживаний, которые не вызовут неодобрения окружающих. Высокая выраженность этих схем часто приводит к усилению внутренней агрессии, чувствам негодования и обиды, активации агрессивных и уязвимых детских режимов. Возникают сложности
с созданием близких открытых отношений, требующих искреннего эмоционального контакта. Страдают навыки регуляции сильных эмоций, возникновение которых вызывает тревогу и стыд.
ПОТРЕБНОСТЬ В СПОНТАННОСТИ И ИГРЕ
Потребность в спонтанности и игре
Ребенку очень важно иметь возможность играть, радоваться, дурачиться, спонтанно проявлять чувства, искренне выражать эмоции.

Потребность в игре - одна из базовых потребностей человека. Игра воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, через игру ребенок познает жизнь, получает приятную физическую нагрузку и удовольствие.

У Взрослого человека также есть потребность в спонтанности и игре, которая выражается через юмор, творческую деятельность, игровые виды спорта, различные хобби, флирт и т.д.

Удовлетворение этой потребности приносит много удовольствия и активирует режим Счастливого Ребенка.

Люди, которые росли в семьях, где игровая активность не поощрялась, а спонтанность считалась недопустимой, могут испытывать большие трудности в получении удовольствия от жизни, часто не получают радости от процесса общения и творчества, не понимают, что значит флиртовать, и редко шутят. Они фиксированы на планировании и достижении результатов, но с трудом получают удовольствие от процесса деятельности, у них может быть повышена тревожность, развиты схемы жестких стандартов, негативизм/пессимизм, уязвимость к ущербу, подавление эмоций.
Вот это да! Я никогда не задумывался об этом!
Если эмоциональные потребности не удовлетворяются,
у человека формируются негативные глубинные убеждения, на языке схема-терапии - дезадаптивные схемы.
Ого! А где о них можно почитать?
МИСТ
МИСТ
Вот это да! Я никогда не задумывался об этом!
Если эмоциональные потребности не удовлетворяются, то у человека формируются негативные глубинные убеждения, на языке схема-терапии - дезадаптивные схемы.
Ого! А где о них можно почитать?
МИСТ
МИСТ
Вот это да! Я никогда
не задумывался об этом!
Если эмоциональные потребности не удовлетворяются, то у человека формируются негативные глубинные убеждения, на языке схема-терапии -
дезадаптивные схемы.
Ого! А где о них можно почитать?
МИСТ
МИСТ